Особняк купца 1 гильдии А. Г. Курлина и его жены А. П. Курлиной построен в 1903 г. Он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн.
Дом купцов Курлиных является объектом культурного и исторического наследия. Разработкой проекта дома занимался архитектор А.У. Зеленко. Считается, что этот особняк – его самый лучший проект.
А.У. Зеленко получил диплом московского института гражданских инженеров. Также он прослушал лекции по архитектуре в Вене, где и стал поклонником нового стиля – стиля модерн. Примечательно, что дом купцов Курлиных был «первой ласточкой» этого направления в Самаре. В романе А.Толстого «Хождение по мукам» он описывается как «нелепо роскошный». Для начала 20 века особняк был очень комфортабельным: имелись инженерные коммуникации и подключение к городскому водопроводу, канализация, электричество, телефон… Богатство интерьера и технологические новшества делали купеческий дом одним из самых дорогостоящих в Самаре.
Необычный для своего времени дом был построен А.Г. Курлиным для своей жены, считавшейся признанной красавицей. Купец А.Г. Курлин, помимо занятия хлебной торговлей, занимался благотворительностью, а также несколько лет был председателем хлебной биржы
В историю города Самары купеческий особняк вошёл как «дом Курлиной». Прекрасная хозяйка дома была красивой женщиной. Даже существует легенда, что её образ отражен в лепном изображении женской головы над парадным входом на фронтоне фасада и на потолке будуара в образе парящей нимфы В музее проводится реконструкция благодаря областным чиновникам, вовремя обратившим своё внимание на состояние особняка. К сожалению, за столь внушительную историю дома регулярные капитальные ремонты в нем не проводились. Обычно делался только косметический ремонт.
Указом Президента РФ с 1995 года «Усадьба Курлиных» позиционируется как исторический и культурный памятник федерального значения.
Музей Модерна на территории усадьбы Курлиных – это целостная архитектурно-историческая среда, культурная модель эпохи модерна конца XIX - начала XX веков, времени наивысшего расцвета купеческой Самары. Узнать о том, что ждет посетителей за распахнутыми «крыльями бабочки» – воротами в музей, можно из художественной концепции Музея модерна.
Усадьбу Курлиных по праву называют «жемчужиной» самарского модерна. Существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки особняка — Сандры Курлиной. Чета Курлиных – известные в городе благотворители, попечители детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища.
Проект музейного комплекса «Музей Модерна» в усадьбе самарских купцов Курлиных начала XX века предполагает создание целостной архитектурно-исторической среды, «культурной модели» эпохи рубежа веков.
В основе концепции – художественный образ: корни, ствол и крона экзотического растения соответствуют трехуровневой структуре экс-позиции и являются стилеобразующим мотивом.
Экспозиционное оборудование подчеркивает одновременно изящность и прагматичность стиля и подразделяется на вертикальные панели из 3-х прозрачных элементов с перфорацией для размещения экспонатов и горизонтальные витрины из стекла.
Тематически экспозиция «Музея модерна» подразделяется на 3 части. Интерактивная экспозиция «Истоки модерна» разместится в подвале. На первом этаже – экспозиция «Проявления стиля модерн» (на самарском материале конца XIX – начала XX вв.). Второй этаж будет посвящен теме «Модерн в жизни города», воплощенной посредством ролевых интерактивных занятий в интерьерах XIX-XX веков. Здесь будут работать салоны: фотографический, модный, художественный и синема-салон. Подвальный этаж состоит из 4 залов. Тема – истоки модерна, особен-ности стиля. План-маршрут предлагается в виде напольного покрытия со световой индикацией и информационной системой.
Зал 1. Композиция зала строится вокруг динамической инсталляции, отражающей изменения в жизни общества в результате процесса индустриализации. По периметру зала расположены тематические стационарные инсталляции.
Зал 2. Здесь представлены макеты, муляжи, мультимедийное оборудование. Тема – «Развитие стиля модерн» в прикладном искусстве, архитектуре.
Зал 3. Тема «Отзвуки модерна». Интерактивная площадка делится на 2 зоны. 1 – зона для коллективного творчества, она снабжена подиумом, диванами, LCD-экраном с видеосистемой, которая транслирует в on-line режиме создание композиций для всех посетителей зала. 2 – зона активных стендов с мини-выставкой и инсталляциями для индивидуального посе-тителя.
Зал 4. Тема «Судьба особняка». Она предполагает 2 части. В мемориальной зоне, где сохранилась расстрельная стена со следами от пуль периода белочешской контрразведки, будет располагаться экспозиционный блок «История дома Курлиных», где будут представлены документы и фотографии периода с 1918 г. – белочешская контрразведка, «Музей труда», детский сад, посольство Королевства Швеции. В остальных залах будет располагаться выставочная зона. В зале представлен интерактивный макет особняка, на котором можно проследить все его архитектурные особенности. «Расстрельная стена» превращается в экран для видеоинсталляции событий самарской истории. Стенды с сенсорными экранами на стенах дают дополнительную ин-формацию по истории города и края в контексте истории страны.
Первый этаж подразделяется на 2 части. В административно-рекреационную зону входят вестибюли, где ведется работа с индивидуаль-ными посетителями и с экскурсионными группами, расположена зона от-дыха и временные выставки. В тематико-экспозиционную зону – 7 залов: кабинет, будуар, малая гостиная, комната-сейф, парадная гостиная, столовая и буфетная*.
* Возможно размещение на стенах вдоль парадной лестницы, стенах вестибюлей 1, 2 и столовой гобеленов, выполненных по мотивам картины русского художника-пейзажиста К.Ф.Богаевского «Поток. Фантастический пейзаж»
Модель «Дом-крепость» Символизирует охрану жизненного пространства семьи, создание основ благосостояния. Кабинет отражает образ делового человека эпохи модерна. Тема «Деловая Самара. Купечество». Здесь будет показана история семьи Курлиных и других самарских купеческих династий, отражающая процессы, происходившие в России и Самарской губернии. Будет раскрыта личность купца, предпринимателя, его «дело» и общественная деятельность (фотографии, документы, вещевые комплексы).
Будуар. Модель «Дом очаг» символизирует создание условий для бытового и душевного комфорта, атмосферу уюта. Тема – образ женщины эпохи модерна (образ жены, матери, благотворительницы, образ женщины-музы, образ прекрасной самарянки, воплотившийся в личности самой хозяйки дома – Сандры Курлиной). Здесь в женской гостиной, с одной стороны мирный, изящно-утонченный уголок дамской жизни, где каждый предмет живет по законам красоты, с другой стороны, приметы эпохи, когда женщина активно вступает в общественную и деловую жизнь. Наряду с «дамскими штучками» и принадлежностями для рукоделия – пишущие принадлежности и счетная машинка, счета и деловые документы.
Малая гостиная. Модель «Дом-калейдоскоп» – смена впечатлений и увлечений. Тема «Мир увлечений». Это отражение сферы мужских и жен-ских увлечений, как части культуры повседневности. Здесь стол для игры в карты, шахматы, столик с курительными принадлежностями, книги, журналы, сувениры из путешествий.
В комнате-сейфе демонстрируются особо ценные экспонаты по типу открытого хранения: коллекция оружия и декоративно-прикладного искусства.
Парадная гостиная. Модель «Дом-душа» отражает духовный потенциал человека и определяет пути его реализации. Тема «Духовная культура» будет раскрыта через предметный ряд, отражающий срез культурных интересов и духовных исканий самарского общества к. XIX – н. XX вв. – музыка, театр, художественные выставки. Будет воссоздана атмосфера элитарно-салонного общения рубежа веков, что позволит использовать этот зал для проведения камерных концертов.
Столовая. Тема «Вкус модерна». Это мир гастрономических пристрастий и столового этикета. Еще одна часть культуры повседневности. В столовой стол с посудой, накрытый для приема гостей, карточки меню того времени. В буфетной – коллекция посуды в витринах по типу открытого хранения. В этих двух залах могут проводиться чаепития, дегустация напитков и блюд по старинным рецептам.
Буфетная. Модель «Дом-чаша». С одной стороны, это стремление наполнить пространство жизни многочисленными вещами, стремление к материальному достатку. Но с другой стороны дом-чаша как образ гостеприимства.
Развитие экспозиционного сюжета «Музея Модерна» продолжается на втором этаже особняка. Здесь будут показаны проявления стиля модерн в различных видах искусства.
Вестибюль. Его образ – миниатюрная «Городская площадь» с кинотеатром, фотоателье, художественной мастерской и салоном мод. Вес-тибюль выполняет рекреационную и выставочную задачи. В центре – зона отдыха, совмещенная с информационными материалами на сенсорных панелях. Стеклянные панели вдоль стен содержат тематические материалы.
Экспозиционный и интерактивный комплекс «Фотография и синематограф Самары». Образ – синемасалон. В воссозданном интерьере синемасалона будут представлены фотографии самарских улиц и домов, афиши кинофильмов, фотографии актеров немого кино, кинотеатров. На экране будут демонстрироваться фрагменты немых фильмов рубежа веков со звуковым сопровождением таперов. Посетитель может выбрать их по своему усмотрению.
Экспозиционный и интерактивный комплекс «Самарская фотография рубежа XIX-XX вв.» Образ – фотоателье «Шик Модерн». В первом зале комплекса располагаются воспроизведения костюмов и аксессуаров стиля модерн (женские, мужские, детские). Здесь можно выбрать костюмы для всей семьи, переодеться, для того чтобы сфотографироваться в фотоателье в костюмах и интерьерах модерна. Второй зал - фотоателье с мебельными интерьерами и атрибутами стиля модерн, фотографии самарских фотохудожников. Фотограф будет производить съемку в фотоателье по заявкам посетителей.
Зал «Салон модной одежды». Образ – ателье мод. Обеспечивает хранение и примерку костюмов стиля модерн. Здесь можно узнать о тенденциях моды, которая тоже формировала стиль эпохи, увидеть журналы мод, женские и мужские костюмы. Швейные машинки, манекен с недошитым платьем, стол с утюгом, образцы тканей и фурнитуры, фотографии настоящей швейной мастерской, рекламные плакаты людей в костюмах стиля модерн – все это создает эффект повседневных жизненных реалий и присутствия в предметном мире эпохи модерн.
Зал «Салон искусств». Образ зала – художественный салон. Основные подтемы: архитектура модерна, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература серебряного века, музыка и танец. Тема зала будет раскрыта через образцы произведений искусства, которые составляли предметную и духовную среду человека эпохи модерн (ювелирные изделия, афиши, открытки, музыкальные инструменты, книги). Зал «Ателье художника». В экспозиции представлены худо-жественные произведения, афиши художественных выставок, художествен-ные журналы и т.д., отражающие спектр художественной жизни эпохи мо-дерна. Здесь же у посетителей буде возможность в реальном времени наблюдать процесс создания произведения искусства, поучаствовать в этом процессе, заказать свой портрет и т.д.
Благоустройство территории усадьбы включает организацию сада, в композицию которого входят газоны живая изгородь и беседка, и «технической площадки». Модели видов транспорта к. XIX – н. XX в. (пролетка, велосипед, автомобиль) могут использоваться посетителями как интерактивные элементы экспозиции.
|