|
|
Самарская область :: Музеи
Музей истории трамвайно- троллейбусного управления
На территории Городского трамвайного депо (перекресток ул. Полевой и ул. Мичурина) на возвышении рядом с выездными воротами установлен своеобразный памятник – трамвай образца 1915 года № 12 с прицепной платформой № 112 образца 1926 года. В 1980-е годы ветераны ТТУ решили, что надо сделать такой ретро-вагон для себя. И с 1984 года трамвай старинного образца, а в1985 году к нему изготовили веранду, красиво отделанный и надежно отлаженный, стал участником сначала своих местных праздников, а с 1986 года был задействован в общегородском праздничном мероприятии - День города. Для этого трамвая был подготовлен водитель Николай Даудов. Он хорошо справлялся с управлением «дедушкой-трамваем». На праздниках в первом вагоне ехали ветераны ТТУ с детьми и внуками, веранда, вагон № 112, везла артистов-музыкантов и танцоров, которые на остановках веселили народ. Но, увы, сохранять ходовые качества старого вагона становилось все труднее. И решено было поставить его вместе с платформой на вечную стоянку.
С 1994 года, приняв в мае последний раз участие в праздновании Дня города, с июня ретро-поезд стал памятником.
Возле него воссоздана в некоторой степени обстановка старой Самары: булыжная мостовая, фонарь, беседка. В свое время за уникальный экспонат трамвая XIX века зарубежные коллекционеры предлагали немалые деньги.
В августе 2004 года неподалеку от трамвая-памятника воздвигнута памятная стела в честь основателя самарского трамвая П.А.Суткевича.
Трамвай-памятник – крупнейший экспонат из имеющих в фондах музея трамвайно-троллейбусного управления. В 1981 году возникла идея создать музей истории предприятия. С этого момента А.П. Иоргов и его товарищи по Совету ветеранов – А.С.Надеждин, И.И.Токмак стали собирать материалы для музея: документы, предметы обихода тружеников прошлых лет, инструменты. Пришлось походить по музеям, искали и находил экспонаты также у горожан, у наших работников. Музей открыт 19 марта 1982 года по инициативе тогдашнего начальника ТТУ И.А. Королько. Первым заведующим музеем стал Андрей Петрович Иоргов. Большую помощь молодому музею оказали областной краеведческий музей и облархив.
Музей освящает историю появления в Самаре трамвая – первого трамвая, сделанного в России. Его экспозиция дает наглядное представление о том, как возникло трамвайно-троллейбусное предприятие, как оно жило и развивалось.
Нынешний директор музея Александр Ефимович Стрельцов рассказывает, что ветераны ТТУ сюда за часто. Назначают здесь встречи, приносят фотографии, редкостные вещи. Музей расположился в одном из залов клуба ТТУ. В Самаре сейчас немало музеев истории предприятий, но этот отличается от других множеством подлинных экспонатов. Если уж представлен какой-то нагрудный знак, то он принадлежит конкретному, хорошо известному в ТТУ человеку. Поражает обилие крупного плана фотографий тех улиц старой Самары, по которым прокладывались первые трамвайные пути. Вот перекресток Галактионовской и Красноармейской с каким-то длинным забором, лошадиными повозками. Он, конечно же, неузнаваем нынешними потомками самарцев.
Гордостью музея являются макеты всех существовавших нее разновидностей и марок трамваев. Макеты изготовили в цехах ремонтных мастерских. Один из них - трамвай на конной тяге - искусно сделан руками председателя профкома ТТУ Олега Ивановича Сафарова. По фотографиям он расчитал габариты конки, нашел необходимые колеса. В музее можно познакомиться и с тем, как в 30-х и 40-х годах Самаре строили открытые платформы к трамваям. Их цепляли к основным вагонам в часы «пик». В зимнее время эти платформы обшивали фанерой и досками. А в годы войны в ремонтных мастерских готовили артиллерийские снаряды разных калибров, в том числе и для знаменитых «Катюш».
Недавно в музей поступили новые экспонаты. Целую подборку государственных наград и нагрудных знаков передал музею директор ТТУ Владимир Николаевич Водолазов. Многие изменения в этом муниципальном предприятии происходили не только на его глазах, но и при непосредственном участии. Поэтому музею уделяет немало внимания. При его непосредственном участии изготавливались макеты трамваев, собирались экспонаты. Сопричастность к прошлому помогает коллективу ТТУ и его руководству с большей уверенностью смотреть в будущее.
|
|
|
|
© 2004-2020 LC Profcentre. Все права защищены При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна.
Информация на данной странице ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в офисы фирмы! Соглашение об обработке персональных данных.
|